Храм Георгия Победоносца

История храма Святого Великомученика
Георгия Победоносца хутора (Фомина) Лиховского.
(Из сохранившихся архивных данных и воспоминаний прихожан).

Хутор Фомин Лиховской согласно данных Госархива на 1867 год был расположен на самой дороге почтового тракта между станциями Владимировской и Каменской, на равном удалении от указанных станций в 22 версты.

Жителей в хуторе находилось к 1867 году «490 душ обоего пола да 50 иногородних торгующих, содержащих постоялые дворы и занимающихся разными работами.»

Установлено, что, невзирая на чины и субординацию, доверенные от хутора казаки из дворян Василий Трофименков и Филипп Яицков с просьбой о разрешении постройки молитвенного дома обратились к наказному атаману Войска Донского генерал-адъютанту Александру Львову Потапову (1865-1868гг). Атаман благоволил к хуторянам и дал положительный ответ.

В 1868 году 22 апреля исполняющий должность войскового наказного атамана генерал-майор Фомин П.С. справляется у архиепископа Донского и Новочеркасского Платона (1867-1877гг) о распоряжении генерал-адъютанта Потапова, на постройку деревянной церкви во имя Св.Великомученика Георгия Победоносца.

Тогда же было отмечено, что в приход предполагаемой Церкви могут быть причислены жители ближайших хуторок Ильинского, Тацина, Белгородцева и Божковского.

В июне 1867 года была выдана книга для сбора пожертвований на имя казака Ивана Мальченкова и Михаила Шульгина, но и по прошествии двух лет собранных средств на постройку церкви было недостаточно, потому что жители других хуторов не приняли участия в этом начинании.

И только в декабре 1869 года общество заподрядило мастера крестьянина-собственника Тамбовской губернии Тимофея Шакина (он же начинал строить храм Параскевы Пятницы в станице Манычской Багаевского района в 1896 году).

16 мая (по ст.ст) 1870 года было освящено место «под оной Церковью и начата постройка», 6 апреля 1871 года Церковь была окончена вчерне. «Со стороны общества мастеру было уплачено 3500рублей.»

В сентябре 1872 года попечители просили архиерея «освятить сей молитвенный дом для отправления Божественной литургии и бракосочетания, дабы не отпускать жителей для исполнения обязанностей их в Каменскую и Владимирскую станицы». Кроме того, они просили молитвенный дом переименовать в церковь.

Записи из церковной ведомости за 1900 год:

 « 1.) Церковь эта построена въ 1872 году (сентябрь) по усердию и на средства прихожанъ.
2.) Она деревянная, покрыта листовымь желелзомъ съ колокольнею на столпахъ, поставленною отдельно въ 1899 году после разрушенiя бурею 15 августа. Церковь по числу прихожанъ поместительна, но малонадежна, ограда вокругъ каменная.
3.) Престолъ въ ней одинъ во имя Св.Великомученика и Победоносца Георгiя.
4.) Утварью она снабжена скудновато.
5.) Причта въ ней положено по последнему штату, утвержденному в 1885 году: один Священникъ, Дiакон и псаломщикъ.
6.) Особо отмежеванной церковной земли усадебной пахотной и сенокосной при этой церкви не имеется, а пользуются Священноцерковно-служители землею чресполосно наравнь с казаками хутора Фомина Лиховского станицы Владимiрской.
7.) Дома: Священникъ о.Митрофанъ Дамаскин живет в церковном домъ, Дiакон Афиноген Яковлевъ в наемной за свой счеть квартире, а псаломщикъ Jоаннъ Туркинъ живет в собственномъ каменном доме на станичной земле юрта станицы Владимiрской.
8.) На содержaнiе Священноцерковно-служителей определенного жалованья ниоткуда не Получается, а пользуются они доходами отъ прихожанх за исправленiе духовныхъ требъ. Содержание не совсемъ удовлетворительное.
9.) Зданiя сей церкви: два церковных дома для причта и каменная караулка, покрытые листовымъ железомъ.
10.) Эта церковь отъ консисторiи находится въ 83 верстахъ, а отъ местного балгочинного в 15 верстах
11.) Капиталовъ и хозяйственныхъ заведений при сей церкви не имеется.
12.) Въ окрестностяхъ находятся следующая ближайшiя церкви: Каменской станицы въ 22 верст., Владимiрской станицы въ 22 верст.; хутора Аникина в 15 верст., хутора Чернецова въ 17 верст., поселка Федоровского въ 20 верст, и Сулиновского въ 28 верстахъ.»

К 1900 году приход имел две церковноприходские школы, которые помещались: местная женская в наемном доме и Комиссаровская смешанная в собственном здании.

В женской школе по всем предметам преподавала дочь священника о.Митрофана - Параскева Митрофановна Дамаскина, которая окончила курс в епархиальном женском училище. В Комиссаровской школе преподавала другая дочь о.Митрофана - Ольга Митрофановна Дамаскина, окончившая курс в таком же училище. Заведовал в обеих школах священник Митрофан Дамаскин. Сохранились также имена других преподавателей: диакона Александра Дементьева и дочери казака Пелагеи Николаевны Гритченковой.

К указанному времени в хуторе Фомине Лиховском находилось 105 казачих дворов, 38 крестьянских и 53 иногородних, в проживающих всего числилось 1207 жителей.

По прошествии 20-ти лет деревянный храм обветшал, хуторяне повели разговоры о постройке нового, каменного.

Каменная церковь была выстроена на средства прихожан в 1905 году; освящена Александро-Грушевским благочинньм протоиреем Василием (Поповым) 23 мая 1906 года. Священником прихода в это время был о.Митрофан (Дамаскин).

В указанное время Приходсокое попечительство представлял председательствующий дворянин Илья Васильевич Космин.

При Лиховском Георгиевском приходе существовало также Министерское приходское училище, заведовал которым учитель, губернский секретарь Григорий Матвеевич Солопов, здесь же учительствовал и преподавал Закон Божий местный священник Митрофан Иванович Дамаскин.

Особо следует отметить усердное и честное служение во Славу Божию священника Митрофана Дамаскина, который родился в семье дьяка в 1851 году в слободе Васильевской Сысоевой Миусского округа. По окончании полного курса наук в июле 1874 года в Донской духовной семинарии Преосвященным Никоном Епископом Викарием Донской Епархии рукоположен в священники Воскресенской церкви слободы Ново-Павловки. Высокопреосвяещенным Платоном Арихепископом Донским и Новочеркасским перемещен к Троицкой церкви слободы Васильевской настоятелем. Проходил должность следователя по Николаевскому благочинию на протяжении 4-х лет. В 1880 году Высокопреосвященным Митрофаном Архиепископом Донским и Новочеркасским награжден за усердие по службе набедренником и в этом же году перемещен к Живононосненской церкви при Бабинском источнике. В 1887 году о.Митрофан занимал должность законоучителя при Петровском народном училище, а с 1891 года совмещал такое же назначение в Лиховском училище с настоятельством в церкви Св.Георгия Победоносца и с заведованием в двух церковно-приходских школах. За отличную и усердную службу по духовному ведомству в 1885 году был удостоен Благословения Святейшего Синода. С 1881 по 1895 гг. состоял членом Благочиннеческого Совета Александро-Грушевского благочиния. За отличную службу по духовному ведомству был награжден в 1895 году Архиепископом Афанасием фиолетового скуфьею, имел медаль в память Императора Александра III.

Диакон Афиноген Андреевич Яковлев родился в слободе Амвросиевке Миусского округа в семы диакона. По увольнении от высшего отделения Новочеркасского духовного училища о.Афиноген служил в Архиерейской домовой церкви (1861-1865 гг.) Высокопреосвященным Иоанном посвящен в стихарь и определен ко храму Трех Святителей поселка Васильевского в 1865 году. В 1883 году

Высокопреосвященным Митрофаном рукоположен в диакона в той же церкви на псаломщицкой Вакансии. Неизвестно когда диакон Афиноген начал служить в Лиховском Георгиевском храме, известно лишь, что в 1892 году при открытой Лиховской женской церковно-приходской школе учительствовал диакон этого прихода - Александр Дементьев.

Много трудов и усердия было привнесено протоиреем Митрофаном и диаконом Афиногеном в строительство, устройство и украшение храма Св.Великомученика Георгия Победоносца. Их же старанием осуществлялось просвещение Светом Христовым жителей Фомина Лиховского и близлежащих хуторов. Весь земной путь святые отцы посвятили служению Богу и людям.

Нет архивных данных о датах их смерти. Покоятся отцы: протоирей Митрофан с восточной стороны престола, а диакон Афиноген с восточной стороны левого предела храма.

Нет официальных данных об истории нашего храма и ее настоятелей в годы лихолетья революции 1917 года. Только краткая выдержка из сводок комиссии по расследованию преступлений совершенных представителями новой власти: «Священник Георгиевской церкви хутора Фомино Лиховского о. Михаил Стратонович Пашутин был взят матросами и красноармейцами, привезен на станцию Лихая и там расстрелян. Труп был зарыт, но церковного погребения совершить не было дозволено».

Со слов старожилов в здании церкви устраивали клуб, амбар, а в годы немецкой оккупации - конюшню.

С 1944 года благодаря хлопотам благочестивых верующих хуторян Ростовское епархиальное управление прислало батюшку - отца Лазаря Милкина.

Молитвами и трудами батюшки Лазаря с православными жителями хутора здание церкви вновь стало домом Молитвы. Свою первую службу в Георгиевском храме хутора Лихого отец Лазарь служил в 1944 году 21 сентября на день Рождества Пресвятой Богородицы. Этот день можно считать вторым днем устроительства нашей церкви.

От рассказов отца Лазаря в памяти хуторян сохранился следующий: будучи заключенным, в лагерях ГУЛАГа Батюшка работал на лесоповале. Oднaждь смертельно уставший, истощенный он присел на пень и прибыл в тонком сне, тогда же явилась ему Святая Великомученица Варвара и сказала, что его скоро освободят и что священнослужительствовать ему в Георгиевском храме. И хотя до окончания заключения было далеко, вскоре заключенного Милкина вызвали к начальнику лагеря и сообщили о досрочном его освобождении, а по прошествии другого времени отец Лазарь стал настоятелем Георгиевского прихода нашего хутора.

Батюшка Лазарь жил в маленьком домике на погосте храма (погост позже был уничтожен местными властями). Его любили не только прихожане, но и все жители хутора. Он имел прекрасный голос, немного медленно, но ясно и понятно говорил напутственные слова пастве. Остается добавить, что священник Лазарь Милкин имел орден Красного Знамени и десять лет пребывания в страшных лагерях ГУЛАГа.

Во время восстановления храма отец Лазарь приобрел громадный люк от немецкого дзота и соорудил невысоко над землей «колокол», звон которого был слышен по всей округе. Это был первый Благовест после стольких лет мертвой тишины безверия. Кроме звона во время службы по благословению Батюшки сторожа храма били с вечера до утра «часы».

Многих Батюшка «одаривал» умело сработанной рыболовной снастью, он слыл удачливым рыбаком и часто его окружала хуторская детвора, рассматривая добрый улов.

Свою первую службу священник Лазарь Минкин совершил в храме Св. Великомученника Георгия Победоносца в день Рождества Пресвятой Богородицы и ровно через 31 год в 1975 в этот же день и при этом же храме он преставился (похоронен на хуторском кладбище).

Многие из тех, кто сегодня живет и трудиться на этой земле стали православными христианами после того, как отец Лазарь совершил над ними обряд крещения.

С 1975 по 1991г. в нашей церкви сменилось 3 или 4 священника. Бабушки старожилы уже плохо помнят. В 1991г. настоятелем храма стал отец Александр.

Александр Николаевич Клочанко родился в 03 марта 1941, умер 14 мая 2005г.. Прослужил в церкви 19 лет. В прошлом – шахтер, имел шахтерскую пенсию. Держал пасеку, угощал прихожан своим медом. Люди отзывались о нем как о добром, гостеприимно человеке. Божьим словом он врачевал души людей. Отец Александр надстроил колокольню и центральный купол. Готовился к 100-летию церкви и умер незадолго до него.

С 2005г. настоятелем Свято-Георгиевского храма является иерей Владимир Петрович Почтовый. Он очень много времени и сил уделяет благоустройству церкви. На церкви был установлен зеркально-золотой купол, который виден издалека, вставлены евроокна, идет внешний и внутренний ремонт церкви.

Отец Владимир рассказал, что представляет храм сегодня. В церкви много икон, часто переданных в дар храму. В ней хранится около 40 святых мощей. Наиболее почитается икона Святой Матрены, имеются мощи оптинских старцев. На Рождество устанавливают красивую, высокую пышную ель. На крещение в центре хутора Лихого была проведена служба, затем желающие могли окунуться в прорубь. Желающих было достаточно. В разговоре с отцом Владимиром мы установили, что одна из задач церкви – возрождение культуры и духовных ценностей нашего общества. Русская православная церковь не утратила своей значимости в жизни народа, она служит примером милосердия и миролюбия и очень много делает для возрождения духовности современного общества. Поэтому число прихожан с каждым годом увеличивается.

Помогает нести службу отцу Владимиру протоиерей Константин Сергеевич Рыбкин. Живет отец Владимир в Ростове-на-Дону, Константин Сергеевич – в п. Лиховском. В храме он прислуживает с 9 лет (около 30 лет).

В мае 2012г. прошел большой престольный праздник в честь 107 –я храма Георгия Победоносца. Почетными гостями праздника стали епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий, Глава Красносулинского района Н. А. Альшенко, Администрация Комиссаровского сельского поселения, представители казачества из десяти районов Ростовской области. Епископ Игнатий совершил Божественную праздничную литургию.

В 2015г. прошло соборное служение к 110-летию георгиевского храма х. Лихой. Возглавил служение председатель епархиального суда Шахтинской епархии митрофорный протоиерей Александр Минин, которому сослужили благочинный приходов Сулинского округа протоиерей Василий Хадыкин, настоятель Георгиевского прихода протоиерей Владимир Почтовый и настоятель Князь – Владимировского прихода г. Шахты протоиерей Митрофан Мухин.

В сентябре 2015г. произведено перезахоронение останков батюшки Лазаря Милкина с гражданского кладбища на территорию храма.

В январе 2016г. в храм были доставлены мощи Святого Луки Крымского.

По материалам краеведов
В. В. Кудрявцева,
 В. А. Мякинченко

Литература:

  • Беликов, С. Прихожане приложились к мощам святых / С. Н. Беликов // Красносулинский вестник. - 2016. – 21 янв. (№3). – С.4.
  • Кудрявцев, В. Церковь Георгия Победоносца в х. Фомино-Лиховском / В. В. Кудрявцев // Сулинская земля: страницы истории. – Ростов н / Д., 1999. – С. 131-133.
  • Кудрявцев, В. История хутора Фомино - Лиховского / В. В. Кудрявцев // Страницы прошлого листая [исследования истории Сулинской земли] – Красный Сулин, 2004. – С.76-77.




Rambler Yandex
Google Mail